пятница, 3 августа 2012 г.

Тиснение, часть 1. Немного истории и вдохновения

Здравствуйте, дорогие читатели!
Наш дизайнер Юлия (YuliaM) подготовила для вас очень интересную и полезную статью. Я думаю, каждый найдет в ней для себя что-то интересное и, может быть, о некоторых вещах вы вообще до сих пор не знали? 
Сегодня будет первая часть статьи, а буквально завтра вас ждет не менее интересное продолжение.
Присаживайтесь поудобнее, мы начинаем!

Помните, как в детстве мы брали монетку, обертку от шоколадки, карандаш, а потом из этого набора сооружали медали и даже целые бусы. У нас даже игра была - кто красивее выдавит узор на фантике от вкусной и такой редкой шоколадной конфеты. И колечки с самодельным тиснением украшали детские пальчики не только девочек, но и мальчиков...
Все дети, хотя бы разочек, но пробуют выдавить рисунок шариковой ручкой на фольге. Да и взрослые не прочь покрыть выпуклым рисунком какую-либо поверхность. Настолько не прочь, что тиснение уже стало не только уделом рукодельных дел мастеров, но и целой наукой. Но, обо всем по порядку...

Тиснение  - это процесс получения изображения путем деформирования материала, в результате которого изменяются фор­ма и гладкость поверхности, а также - это процесс изготовления полых изделий из плоского материала.
Истоки возникновения тиснения, наверное, следует искать еще на заре человеческой цивилизации, когда начали изготавливаться первые печатки-штампы. Такие штампы появлялись одновременно в разных уголках земли. С их помощью оттискивали рисунки, а в последствии тексты на влажной глине или коже. Эти рельефные изображения были знаками, удостоверяющими личность человека или его имущество, собственность.
Принцип тиснения также применялся издавна при изготовлении монет, которые чеканили из сплавов серебра и золота.
Тиснение использовалось для футляров древнейших рукописных свитков, а затем для книжных переплетов, которые начали появляться в I-II веках нашей эры. Тогда же переплеты стали украшать орнаментальными узорами, которые вырезали на коже.

Уже в VIII веке для украшения переплетов начали применять слепое тиснение.
А в XIV веке, кроме орнаментов, на книжном переплете появлялись надписи, оттиснутые штампами. В конце XVI века для тиснения стали использовать натуральное золото. 
Позже рельефные тисненые изображения появляются на бумажных деньгах и ассигнациях. В XIX веке эта технология широко используется для украшения визиток в Европе и России.
Если до конца XIX - начала XX века тиснение производилось красками и золотом, то в начале XX века в технологии уже применяется фольга.
Сегодня тиснение нашло широкое применение при оформлении издатель­ской и рекламно-сувенирной продукции. Одно из самых попу­лярных направлений применения горячего тиснения - это персонализация рекламно-сувенирной продукции и канцелярских принад­лежностей: открыток, визиток, приглашений, папок, дипломов, меню, этикеток, полиэтиленовых и бумажных пакетов, ежедневников, теле­фонных и записных книжек, обложек на документы и т. п.
Упаковка для парфюмерии, косметики, элитной вино-водочной про­дукции, медицинских препаратов, игрушек украшается золотой, се­ребряной, цветной фольгой, а зачастую и выпуклым рельефным тиснением  и сразу же становится более презентабель­ной и отличной от всего многообразия обычной упаковки.
Тиснение на изделиях, изготовленных из пластика очень часто встречается в декорировании изделий бьгтового назначения повсе­дневного использования (щетки, расчески, футляры, ручки зонти­ков, обувных аксессуаров и пр.), канцтоваров (степлеров, каранда­шей, подставок для бумаги), в маркировке тары и упаковки, в эпектро/ехничеекой промышленности. Тиснение фольгой может производиться практически по любым видам пластика. А еще тиснение - распространенный вид отделки этикеток, позво­ляющий красиво и ярко подчеркнуть необходимое изображение.
Вот так тиснение прочно вошло в нашу жизнь. И в некотором роде стало показателем вкуса, изысканности и  презентабельности.
Не буду утомлять вас разными видами тиснения, возможными в производственных условиях. Вот только несколько фото, позволяющих понять его возможности
Мне кажется, что тиснением, сделанным с помощью специальных станков на производстве, сейчас уже мало кого удивишь. А вот тиснение ручной работы - неисчерпаемый источник вдохновения и восхищения  мастерством.
Ручное тиснение по фольге - один из древнейших способов художественной обработки металла. Мягкость и пластичность фольги дает возможность сравнительно быстро с помощью самых простых инструментов получать рельефное изображение. Здесь можно прочесть об этом направлении. А работы мастеров расскажут об этой красоте даже лучше слов
Тиснение на коже - один из древнейших видов тиснения. Разные народы в разные времена использовали кожу и украшали изделия из нее. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Сегодня существует несколько видов тиснения кожи, но изделия, подвергшиеся каждому из них, неизменно вызывают восхищение.
Тиснение по бересте. Береста в  отношении тиснения такой же благодатный материал, как и кожа. Потому такой способ украшения получил широкое распространение. Причём как самостоятельно, так и в сочетании с другими техниками. Сейчас существуют технологии тиснения по бересте, но ручная работа, требующая времени и отточенного мастерства,  все же намного превосходит изделия массового производства.
Пергамано - еще одна разновидность тиснения, в которой обработка пергамента (плотной вощеной кальки) инструментом для тиснения комбинируется с перфорацией. Техника пергамано появилась несколько столетий назад, но только недавно начала приобретать популярность среди рукодельниц. И неудивительно. Посмотрите, какие воздушные и изящные работы делают мастерицы.
И конечно же, тиснение на бумаге. Но это уже другая история...

Не уходите далеко, завтра мы опубликуем продолжение этой статьи!

Творить, мечтать, вдохновлятся. 
Каждый день с МаркаДекор!

2 комментария: